Сладкая мода русского Парижа


Платья, манто, туфли, сумочки и другие дамские аксессуары эпохи "золотых 20-х" представлены на выставке "Ар Деко и мода" в Галерее искусств Зураба Церетели.
Инициатором и устроителем этой экспозиции стал известный историк моды Александр Васильев, который давно выказывает пристрастие именно к этим временам - периоду между двумя мировыми войнами. По его мнению, после заключения Версальского договора в Европе, да и во всем мире (кроме, пожалуй, Советской России, где жизнь потекла по особому руслу), воцарилось приподнятое, почти праздничное умонастроение, не в последнюю очередь повлиявшее и на моду. Новый стиль в искусстве и архитектуре, получивший наименование "ар деко", быстро был взят на вооружение модельерами - в том числе и русскими по происхождению. Например, в Париже в 1920-е годы насчитывалось больше двух десятков домов моды, основанных нашими эмигрантами. Им эта выставка и посвящена прежде всего, хотя среди экспонатов хватает сугубо французских и американских образцов стиля.
Неудивительно, что заведения вроде "Ирфе", принадлежавшего князьям Юсуповым, или "Тао", владельцами которого были Трубецкие и Оболенские, настойчиво разрабатывали "национальную" тему. Интерес к русским мотивам и орнаментам сохранялся в Европе еще со времен первых дягилевских "Сезонов", к тому же для новомодного ар деко был характерен акцент на разного рода экзотику, будь то египетские, китайские или африканские поветрия. В этом портновском "интернационале" у русских имелась своя, довольно обширная ниша. Так, на пике своей карьеры Коко Шанель даже пыталась при помощи великой княгини Марии Павловны организовать дом вышивки под названием "Китмир", который бы эксклюзивно украшал ее модели стилизованными русскими орнаментами.
Православные купола на подолах манто или народные узоры на батистовых платьях придают выставке ощутимый национальный колорит, но все же им одним сюжет не исчерпывается. Фасоны эры джаза представлены во всем многообразии - тут и типичные для времени прямоугольные силуэты платьев, и декорированные стразами туфли, и остромодная некогда отделка бисером сумочек и кошельков. Хоть и настала в 1920-е годы эра эмансипации, дамы все-таки не торопились отказываться от бархатных вечерних платьев, экстравагантных шляпок и цветастых страусиных вееров. Эта тенденция особенно ярко выражена в нынешней коллекции, поскольку куратор и не скрывает, что его интересы лежат в сфере бомондных и богемных вкусов. Большинство моделей рассчитывались отнюдь не на демократических покупателей со средним достатком, а на жен магнатов, киноактрис, оперных примадонн. Эту атмосферу "сладкой жизни" дополнительно нагнетают и черно-белые фотографии с парижских дефиле, портреты голливудских звезд и многочисленные обложки журналов Harper's Bazzar, нередко украшенные рисунками знаменитого художника Эрте (под этим псевдонимом работал выходец из России Роман Тыртов).
Разумеется, всякий показ ретро-моды - это игра с мифами и устойчивыми клише. Вот и Александр Васильев не стремится разрушить сказку под названием "золотые 20-е". Ровно наоборот, он ее лелеет и даже утрирует. Но экспонаты вполне реальны и осязаемы, практически у каждой вещи есть своя биография. Значит, сами люди той эпохи хотели жить в сказке и окружать себя мифами. Сегодняшним кураторам остается следовать их воле.
http://www.izvestia.ru